Программа
курса информатики в средней общеобразовательной школе с углублённым
изучением иностранного языка при Посольстве России в Австрии |
|
|
|
|
|
|
Программа курса информатики и новых
информационных технологий содержит три блока: пропедевтический
(1-6 классы), базовый (7-9 классы) и профильные курсы (10-11 классы).
|
Цели изучения основ информатики
на пропедевтическом уровне:
1) развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением
таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены
в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного
языка:
· применение формальной логики при решении задач - построение
выводов путем применения к известным утверждениям логических операций
"если-то", "и", "или", "не"
и их комбинаций - "если ... и .... то...";
· алгоритмический подход к решению задач - умение планирования
последовательности действий для достижения какой-либо цели, а
также решения широкого класса задач, для которых ответом является
не число или утверждение, а описание последовательности действий;
· системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в
виде набора более простых составных частей, каждая из которых
выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
· рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение
всей системы;
· объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов,
а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с
общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы
и действия, выполняемые над этими предметами;
· умение описывать предмет по принципу "из чего состоит и
что делает (можно с ним делать)".
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой:
знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми
с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают") и
некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным
понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается
обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный
материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых
скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление
с общими приемами решения задач - "как решать задачу, которую
раньше не решали" (поиск закономерностей, рассуждения по
аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого
воображения и др.);
4) формирование первоначальных навыков использования компьютера
для решения задач информационного обслуживания:
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя
ярлык, использовать меню для управления компьютерной программой;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры
компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock,
Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека
и компьютера при решении информационных задач;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска,
графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры
типа BabyType и т.п. |
Базовый курс информатики (7-9
классы)
формирует алгоритмическое мышление
и умение программировать на одном из алгоритмических языков, а
также дает необходимые знания и умения будущему квалифицированному
пользователю компьютера. Учащийся получит представление о возможностях
компьютера и навыки его практического использования в области
обработки текстов и изображений, упорядоченного хранения и поиска
информации в базах данных, обработки больших массивов числовой
информации в электронных таблицах. Существенное место занимают
вопросы решения задач на компьютере, включая этапы создания компьютерной
модели объектов или процессов и проведение компьютерного эксперимента.
|
Профильные углубленные курсы информатики
(10-11 классы)
являются курсами предпрофессиональной
подготовки по использованию методов информатики и компьютеров
в гуманитарных, социально-экономических сферах деятельности. Курс
информатики и информационные технологии в 10 классе дает учащимся
углубленные знания о компьютере и формирует знания и умения использования
Интернет-технологии. Курс информатики и информационные технологии
в 11 классе дает учащимся углубленные знания о компьютере и формирует
знания и умения использования возможностей информационных технологий
в деловых применениях. |
Особенностью российской школы за
рубежом является высокая сменяемость контингента учащихся (от
25 до 37%). В связи с этим в программах базового курса информатики
в 7-9 классах и профильных углубленных курсов в 10-11 классах
российской заграншколы в Австрии заложены точки входа в изучение
курса информатики в начале учебного года в каждом классе. Для
этого в программе курса информатики 8-11 классов имеется блок
концентрированного повторения учебного материала, изученного в
прошлом учебном го-ду. Это облегчает вновь поступившим в школу
учащимся адаптацию к учебному курсу и подготовку к изучению нового
учебного материала. Преодоление отставания осуществля-ется за
счет индивидуальных занятий во время внеурочных консультаций,
которые в рос-сийской школе в Австрии по информатике проводится
три раза в неделю по специальному расписанию. |
|
|
Содержание
учебного материала и уровня знаний, умений и навыков учащихся
|
|
|
|
1 класс (34 часа)
|
Отличные признаки предметов (8
часов)
Введение в предмет "Человек,
информация и компьютер". Цвет, форма, названия предметов.
Признаки предметов. Состав предметов. Разбиение предметов на группы
по заданным признакам. |
Действия предметов (7 часов)
Понятия "равно", "не
равно". Отношения "больше" и "меньше".
План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность
состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление
линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
|
Цифры и множества (11 часов)
Способы задания множества. Отображение
множеств. Кодирование. |
Введение в логику и комбинаторику
(8 часов)
Отрицание. Понятия "истина"
и "ложь". Понятия "дерево", "граф".
Введение в комбинаторику. Логические задачи. |
В результате обучения в 1 классе
учащиеся должны уметь:
· находить лишний предмет в группе однородных;
· давать название группе однородных предметов;
· находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма,
размер, число элементов и т.д.);
· находить закономерность в расположении фигур по значению одного
признака;
· называть последовательность простых знакомых действий;
· находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
· отличить заведомо ложные фразы;
· называть противоположные по смыслу слова;
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя
ярлык;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры
компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock,
Delete, Home, End;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска,
графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, компьютерные
развивающие игровые программы. |
|
2 класс (34 часа) |
Отличные признаки и составные
части предметов (8 часов)
Выделение признаков предметов, узнавание
предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов.
Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные
части предметов. |
План действий и его описание (7
часов)
Последовательность действий. Последовательность
состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление
линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Алгоритм. Зна-комство со способами записи алгоритмов. Знакомство
с ветвлениями в алгоритмах. |
Множество (11 часов)
Элементы множества. Сравнение множеств.
Отображение множеств. Кодирование множеств. Пересечение множеств.
Объединение множеств. |
Логические рассуждения (8 часов)
Истинность и ложность высказываний.
Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах,
подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества.
Построение отрицания высказываний. |
В результате обучения во 2 классе
учащиеся должны уметь:
· предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
· выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать
названия этим группам;
· разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества
по значению разных признаков;
· находить закономерности в расположении фигур по значению двух
признаков;
· приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
· точно выполнять действия под диктовку учителя;
· отличать высказывания от других предложений, приводить примеры
высказываний, определять истинные и ложные высказывания;
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя
ярлык;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры
компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock,
Delete, Home, End, NumLock;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска,
графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры
типа BabyType, компьютерные развивающие игровые программы и т.п. |
|
3 класс (34 часа) |
Алгоритмы (8 часов)
Алгоритм как план действий, приводящий
к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная
запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок
в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. |
Группы (классы) объектов (8 часов)
Общее название и отдельные объекты.
Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного
отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием.
Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов)
у разных объектов в группе. Имена объектов. |
Множества (10 часов)
Элемент множества. Сравнение множеств.
Отображение множеств. Кодирование множеств. Пересечение множеств.
Объединение множеств. Графы. Ориентированные графы. |
Модели в информатике (7 часов)
Закономерности. Аналогия. Закономерность.
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии.
Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. |
В результате обучения в 3 классе
учащиеся должны уметь:
· находить общее в составных частях и действиях у всех предметов
из одного класса (группы однородных предметов);
· называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных
предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
· помнить построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
· выполнить простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
· изображать графы;
· выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
· находить на рисунке область пересечения двух множеств и назвать
элементы из этой области;
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя
ярлык, использовать меню для управления компьютерной программой;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры
компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock,
Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека
и компьютера при решении информационных задач;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска,
графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры
типа BabyType, , компьютерные развивающие игровые программы, программы
компьютерной поддержки предметов начальной школы и т.п. |
|
4 класс (34 часа) |
Алгоритмы (8 часов)
Алгоритм как план действий, приводящий
к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная
запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок
в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. |
Группы (классы) объектов (8 часов)
Общее название и отдельные объекты.
Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного
отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием.
Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов)
у разных объектов в группе. Имена объектов. |
Множества (10 часов)
Элемент множества. Сравнение множеств.
Отображение множеств. Кодирование множеств. Пересечение множеств.
Объединение множеств. Графы. Ориентированные графы. |
Модели в информатике (7 часов)
Закономерности. Аналогия. Закономерность.
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии.
Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. |
В результате обучения в 4классе
учащиеся должны уметь:
· находить общее в составных частях и действиях у всех предметов
из одного класса (группы однородных предметов);
· называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных
предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
· помнить построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
· выполнить простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
· изображать графы;
· выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
· находить на рисунке область пересечения двух множеств и назвать
элементы из этой области;
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя
ярлык, использовать меню для управления компьютерной программой;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры
компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock,
Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека
и компьютера при решении информационных задач;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска,
графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры
типа BabyType, , компьютерные развивающие игровые программы, программы
компьютерной поддержки предметов начальной школы и т.п. |
|
5 класс (34 часа) |
Учимся работать на компьютере
(4 часа)
Человек и компьютер. Компьютерная
помощница - мышь. Меню - возможность выбора. Окно в компьютерный
мир. Клавиатура - инструмент писателя. |
Стандартные программы Windows
(4 часа)
Стандартные программы Windows: блокнот,
калькулятор (назначение, запуск и использование). Буфер обмена.
Обмен данными между программами. |
Компьютер - инструмент обработки
текста (4 часа)
Набор и редактирование текста. Действия
с фрагментом текста. |
Компьютерная графика (4 часа)
Графический редактор Paint. Алгоритм,
алгоритмы в среде графического редактора Paint. Моделирование
в среде графического редактора Paint. |
Алгоритмы и исполнители (4 часа)
Система команд исполнителя. Понятие
об алгоритме. Примеры исполнителей и алгоритмов. Способы описания
алгоритмов. Линейный алгоритм. Непосредственный и программный
способ исполнения алгоритма. Разветвляющийся алгоритм. Условие.
Циклический алгоритм. Тело цикла и условия его выполнения. |
Среда программирования ЛогоМиры (10 часов)
Исполнитель Черепашка. Создание декораций микромира
с использованием графики, звука и музыкальных фрагментов, управления
исполнителем в командном режиме, сменой форм исполнителя, записи
инструкций в личной карточке исполнителя, записи и исполнения
алгоритмов, моделирование движений исполнителя со сменой форм.
|
Компьютерный проект (4часа) |
В результате обучения в 5 классе учащиеся
должны знать и уметь:
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры
компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock,
Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека
и компьютера при решении информационных задач и уметь использовать
для управления компьютерной программой мышку, клавиатуру и элементы
современного интерфейса: меню, контекстное меню, элементы окна;
· вводить текст и выполнять операции редактирования: выделение
и перемещение фрагмента текста, поиск/замена;
· использовать буфер обмена;
· использовать среду графического редактора Paint для создания
и редактирования рисунков, для моделирования;
· иметь представление об алгоритме, исполнителе, системе команд
исполнителя;
· использовать систему команд исполнителя для описания линейных,
разветвляющихся и циклических алгоритмов;
· уметь использовать среду программирования ЛогоМиры для создания
декораций микромира с использованием графики, звука и музыкальных
фрагментов, управления ис-полнителем в командном режиме, сменой
форм исполнителя, записи инструкций в личной карточке исполнителя,
записи и исполнения алгоритмов, моделирование движений исполнителя
со сменой форм;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа:
Раскраска, графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот,
тренажеры типа BabyType, , компьютерные развивающие игровые
программы, программы компьютерной поддержки предметов 5 класса
и т.п. .
|
|
6 класс (34 часа) |
Компьютер (2 часа)
Компьютер и его составные части.
Состав и назначение компонентов компьютера. |
Компьютерные программы (3 часа)
Роль компьютерных программ, их виды.
Стандартные программы Windows: блокнот, калькулятор (назначение,
запуск и использование). Буфер обмена. Обмен данными между программами. |
Алгоритмы и исполнители (3 часа)
Понятие об алгоритме. Примеры исполнителей
и алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Среда программирования
ЛогоМиры. Исполнитель Черепашка. Система команд исполнителя Черепашка.
Создание декораций микромира с использованием графики, звука и
музыкальных фрагментов, управления исполнителем в командном режиме,
сменой форм исполнителя, записи инструкций в личной карточке исполнителя,
записи и исполнения алгоритмов, моделирование движений исполнителя
со сменой форм. |
Модульное программирование в среде
ЛогоМиры (12 часов)
Азы программирования, исполнитель,
команды относительного движения и поворота, команда повторения.Понятие
подпрограммы, движение по координатной плоскости, програм-мирование
рисования простых геометрических фигур (квадрат, треуголь-ник).Программирование
рисования правильных многоугольников. Окружность как многоугольник
с большим числом сторон, работа с цветом и формой из программы,
моделирование движения объектов, процедуры с параметрами.параметры
и переменные, датчики как инструменты измерения параметров среды,
программирование разветвляющихся алгоритмов. |
Управление текстовыми окнами и
организация диалога в среде ЛогоМиры (10 часов)
Работа с текстовыми окнами. Создание
текстовых окон. Изменение разме-ров текстового окна и его местоположения.
Организация диалога в Лого Мирах. Датчик "ответ" и его
применение. |
Компьютерный проект "Программирование
в среде ЛогоМиры"(4 часа) |
В результате обучения в 6 классе
учащиеся должны:
знать:
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры
компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock,
Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека
и компьютера при решении информационных задач
· знать что такое алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя;
· знать что такое подпрограмма;
· команды управления текстовыми окнами;
уметь:
· использовать для управления компьютерной программой мышку, клавиатуру
и элементы современного интерфейса: меню, контекстное меню, элементы
окна;
· вводить текст и выполнять операции редактирования: выделение
и перемещение фрагмента текста, поиск/замена;
· использовать буфер обмена;
· создавать декорации микромира с использованием графики, звука
и музыкальных фрагментов;
· записать алгоритм управления исполнителем Черепашка в командном
режиме, со сменой форм исполнителя, моделирование движений исполнителя
со сменой форм;
· использовать подпрограммы для программирования движения по координатной
плоскости, рисования простых геометрических фигур (квадрат, треугольник),
рисования правильных многоугольников;
· программировать изменение формы, цвета с использованием датчиков
как инструментов измерения параметров среды, программирование
разветвляющихся алгоритмов;
· управлять текстовыми окнами и организовывать диалог в ЛогоМирах.
· использовать простейшие компьютерные программы типа: графический
редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры типа BabyType,
компьютерные развивающие игровые программы, программы компьютерной
поддержки предметов 6 класса и т.п. |
|
|
|
|
|
7 класс (34 часа) |
Компьютер (4 часа)
Начальные сведения о компьютере. Знакомство
с основными устройствами ЭВМ. Правила техники безопасности.
Освоение клавиатуры.
|
Информация (5 часов)
Информация и ее виды. Действия с
информацией. Информационные процессы.
Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы
измерения информации.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления |
Архитектура ЭВМ (4 часа)
Архитектура ЭВМ. Принципы организации
внутренней и внешней памяти компьютера. Файлы. |
Программное обеспечение (11 часов)
Виды программного обеспечения (ПО).
Системное ПО. Операционные системы. Windows: организация диалога
с пользователем, файловая система, управление устройствами. |
Обработка текстов на компьютере
(6 часов)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование
символов, текстовые файлы. Работа с магнитными дисками и принтерами.
Текстовые редакторы и принципы работы с ними. (Microsoft Works). |
Компьютерный проект "Компьютер
как средство работы с текстовой информацией" (4 часа) |
В результате обучения в 7 классе
учащиеся должны:
знать
- приводить примеры получения, передачи и обработки информации
в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- иметь представление об информационных основах процессов управления;
- функции языка как способа представления информации;
- основные единицы измерения количества информации;
- общую функциональную схему компьютера;
- назначение и основные характеристики устройств компьютера;
уметь
- решать задачи на определение количества информации;
- перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
- работать с носителями информации (отформатировать дискету, создать,
скопировать, переименовать, удалить папку);
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать,
осуществлять поиск);
- вводить и выводить данные;
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации
и сохранности информации;
- применять текстовый редактор из состава MS Works для набора,
редактирования и форматирования текстов;
- уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: тренажеры
и компьютерные развивающие игровые программы, программы компьютерной
поддержки предметов 7 класса и т.п. |
|
8 класс (34 часа) |
|
Повторение и обобщение ранее изученного
учебного материала (6 часов)
Информация, подходы к измерению
информации и единицы измерения. Архитектура ЭВМ. Операционная
среда Windows: операции с дисками, папками и файлами. |
Компьютерная графика (5 часов)
Компьютерная графика: области применения,
технические средства, принципы кодирования изображения.
Графические редакторы и принципы работы с ними. |
Компьютерные сети (6 часов)
Компьютерные сети: виды, структура,
принципы функционирования, технические устройства.
Сервисы Интернет: электронная почта, телеконференция, "всемирная
паутина". |
Табличные расчеты (7 часов)
Табличные расчеты и электронные таблицы.
Принципы работы с электронными таблицами. (Microsoft Works) Построение
графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Понятие информационной модели, информационной структуры. Табличная
организация информации. Математическое моделирование и решение
задач с помощью электронных таблиц. |
Базы данных (6 часов)
Понятие информационной модели, информационной
структуры. Табличная организация информации.
Базы данных (БД): основные понятия, типы данных, системы управления
БД и принципы работы с ними.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. |
Компьютерный практикум "Компьютер
как средство работы с информацией" (4 часа) |
В результате обучения в 8 классе учащиеся
должны:
знать
- назначение и основные характеристики устройств компьютера;
- виды компьютерной графики и сферы ее применения, объяснять
принципы кодирования графической информации;
- основные единицы измерения количества информации;
- назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;
- этапы информационной технологии решения задач с использованием
компьютера;
- понятие модели;
- типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц;
- иметь представление о работе с базами данных;
уметь
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации
и сохранности информации;
- решать задачи на определение количества графической информации;
- применять графический редактор для создания и редактирования
изображений.
- объяснять основные принципы технологии поиска информации в
сети Интернет;
- описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых
компьютерными сетями;
- использовать основные сервисы Интернет: электронная почта,
WWW, телеконференции;
- характеризовать сущность моделирования;
- приводить примеры моделирования;
- приводить примеры формализованного описания объектов и процессов;
- строить простейшие информационные модели;
- иметь представление о работе с электронными таблицами;
- создавать простейшие базы данных (типа "Записная книжка");
- осуществлять сортировку и поиск записей в базе данных;
- применять пакет MS Works для обработки текста, табличных величин
и обработку записей простых баз данных типа "Записная книжка",
для создания комбинированных документов (конверты, наклейки,
стандартные письма).
|
|
9 класс (34 часа) |
Повторение и обобщение ранее изученного
учебного материала (7 часов)
Информация, подходы к измерению
информации и единицы измерения. Архитектура ЭВМ. Поколения ЭВМ.
История развития ЭВМ. Операционная среда Windows: операции с дисками,
папками и файлами. Компьютерная графика: виды, области применения,
принципы кодирования изображения. Компьютерные сети: виды, структура,
принципы функционирования, тех-нические устройства.6. Интегрированный
пакет MS Works: обработка текста, электронные таблицы, базы данных. |
Мультимедийные технологии (1 час)
Способы представления документов,
объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические,
числовые, звуковые, видео). |
Арифметические основы работы компьютера
(3 часа)
Двоичная система счисления, двоичная
арифметика и представление данных в компьютере. |
Логические основы работы компьютера
(3 часа)
Высказывания. Алгбера логики. Логические
операции. Понятие о программном управлении компьютером. Язык машинных
команд.
История развития ЭВМ. |
Введение в кибернетику (2 часа)
Модели знаний и искусственный интеллект.
Базы знаний (БЗ) и экспертные системы.
Кибернетика - модели управления. |
Алогритмы и исполнители (5 часов)
Понятие алгоритма и его свойства.
Исполнитель, система команд испол-нителя. Языки для записи алгоритмов
(язык блок-схем, алгоритмический язык АЯ). Понятие о программном
управлении компьютером. Языки программиро-вания низкого и высокого
уровня. Учебный компьютер Нейман. Система команд УК Нейман. |
Языки программирования высокого
уровня (3 часа)
ЯПВУ, их классификация, понятие о
синтаксисе и семантике. Трансляторы, интерпретатор, компилятор. |
Алгоритмический язык Паскаль (10 часов)
Алгоритмы работы с величинами (линейные, ветвящиеся
и циклические алгоритмы). Понятие типов данных, ввод и вывод
данных.
|
В результате обучения в 9 классе
учащиеся должны:
знать
- приводить примеры получения, передачи и обработки информации
в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- иметь представление об информационных основах процессов управления;
- функции языка как способа представления информации;
- объяснять принципы кодирования информации;
- перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления
информации;
- основные единицы измерения количества информации;
- общую функциональную схему компьютера, назначение и основные
характеристики устройств компьютера;
- этапы информационной технологии решения задач с использованием
компьютера;
- определение и перечислять свойства алгоритма;
- основные алгоритмические конструкции (следование, ветвление,
цикл);
- приводить примеры алгоритмов;
- отличия языков низкого и высокого уровня;
- назначение трансляторов, отличия компиляторов и интерпретаторов;
- иметь представление о мультимедиа - технологиях;
уметь
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации
и сохранности информации;
- решать задачи на определение количества информации;
- представлять высказывания, используя логические операции;
- характеризовать сущность моделирования, приводить примеры моделирования;
- строить простейшие информационные модели;
- использовать основные алгоритмические конструкции для построения
алгоритмов;
- определять возможность применения исполнителя для решения конкретной
задачи по системе его команд, записывать линейный и разветвляющийся
алгоритм для учебного компьютера Нейман;
- записывать на языке программирования Pascal алгоритм решения
простой задачи;
- использовать интегрированную среду программирования Turbo Pascal
7.0 для ввода, редактирования, компиляции, тестирования и отладки
программ. |
|
|
|
|
|
"Информатика" 10 класс
(34 часа) |
Повторение (7 часов)
Информация, подходы к измерению информации
и единицы измерения. Архитектура ЭВМ. Поколения ЭВМ. История развития
ЭВМ. Программное обеспечение его роль, виды ПО. Операционная среда
Windows: операции с дисками, папками и файлами. |
Системы счисления (4 часа)
Системы счисления. Двоичная система
счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые
в компьютере. Представление числовой информации в компьютере. |
Технологии обработки текстовой
информации (4 часа)
Понятие текста и его обработки. Текстовый
редактор Microsoft Word: назначение и основные возможности. Редактирование
и форматирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов
из других приложений. Гипертекст. |
Технологии обработки числовой
информации (5 часов)
Табличный процессор Microsoft Excel:
назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы.
Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул
и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных
таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Построение
диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.
|
Алгоритмизация и программирование
(14 часов)
Алгоритмические языки программирования
как средство записи алгоритмов. Трансляторы, компиляторы и интерпретаторы.
Язык Pascal. Интегрированная среда программирования Turbo Pascal.
Алгоритмы работы с величинами (линейные, ветвящиеся и циклические
алгоритмы). Понятие типов данных, ввод и вывод данных. Разработка
программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и
сборочным методом (снизу вверх). Процедуры.Программирование обработки
структурированных типов данных (строки, массивы). |
В результате обучения в 10 классе
по курсу "Информатика" учащиеся должны:
знать
· требования техники безопасности, технической эксплуатации
и сохранности информации при работе на компьютере;
· способы получения, передачи и обработки информации в деятельности
человека, живой природе, обществе и технике;
· основные единицы количества информации;
· определение позиционной, непозиционной системы счисления;
· двоичную систему счисления, правила двоичной арифметики;
· представление чисел в памяти компьютера;
· функции языка как способа представления информации;
· принципы кодирования информации;
· состав и назначение программного обеспечения компьютера, типы
программ;
· основные функции редактирования текста;
· этапы решения задач в среде табличного процессора;
· понятия алгоритма, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов;
· основные алгоритмические конструкции;
· понятие вспомогательного алгоритма;
· понятие формальных и фактических параметров;
· назначение трансляторов, отличия компиляторов и интерпретаторов;
· `процедуры и функции обработки строк;
· понятие линейной таблицы (одномерного массива), индекса элемента;
· основные методы сортировки линейной таблицы (метод простого
выбора, метод простого обмена, метод простой вставки);
· понятие двумерного массива;
уметь
· выполнять перевод записи числа из одной позиционной системы
счисления в другую;
· выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления;
· использовать текстовый процессор типа Microsoft Word для создания/обработки
документов с форматированием текстов, изменением шрифта, разбиением
на страницы, орфографическим контролем, с использованием окон
и блоков, рисунков, таблиц, формул, полей;
· выполнять расчеты с помощью электронных таблиц с использованием
арифметических, тригонометрических, статистических, календарных,
финансовых и логических функций с графической интерпретацией результатов;
· использовать средства автоматизации обработки текстов и табличных
величин: мастера, шаблоны, макрокоманды;
· составлять алгоритмы различными способами (словесный, блок-схема,
математические формулы, язык программирования Pascal);
· использовать интегрированную среду программирования Turbo Pascal
7.0 для ввода, редактирования, компиляции, тестирования и отладки
программ;
· разбить конкретную задачу на ряд подзадач, оформить и вызвать
вспомогательный алгоритм (подпрограмму);
· протабулировать функцию с двумя изменяющимися аргументами;
· вычислить корень уравнения;
· вычислить площадь криволинейной трапеции;
· составить диалоговую игровую программу типа "Угадай число";
· применять стандартные процедуры и функции обработки строк;
· составить алгоритм преобразования линейной таблицы (удалить
элементы, вставить элементы, заменить элементы, обменять местами
группы элементов);
· упорядочить одномерный массив одним из методов;
· описать двумерный массив, ввести, вывести, сформировать двумерный
массив различными методами, обработать двумерный массив. |
|
"Информационные технологии"
10 класс (68 часов) |
Компьютерные сети и Интернет (15
часов)
Интернет и современное общество.
Компьютерные сети и Интернет. Протоколы Интернет. Сервисы сети
Интернет. Организация поиска информации в сети Интернет. Офф-лайн
Интернет. Электронная почта, телеконференции. Передача файлов
в сети Интернет. FTP - сервис. Сервисы интерактивного общения
в глобальной сети. Интернет-телефония. |
Информационная безопасность и
Интернет (6 часов)
Настройка Microsoft Internet Explorer
для обеспечения безопасности использования WWW. Безопасное использование
электронной почты в Microsoft Outlook Express. Использование правил
при работе с почтовыми сообщениями в Microsoft Outlook Express.
Профилактика заражения компьютера через Интернет компьютерными
вирусами. Понятие компьютерного вируса. Классификация компьютерных
вирусов. Основные признаки заражения и меры профилактики заражения
компьютера компьютернывми вирусами. Использование антивирусных
программ. |
Архивация файлов (3 часа)
Назначение архивации файлов, методы
архивации. Использование архиваторов типа WinZip, WinRAR. |
Мультимедийные презентации (4
часа)
Изучение возможностей PowerPoint
по рисованию и операциям с графическими объектами. Добавление
на слайд гиперссылок, создание и использование управляющих кнопок.
Показ презентации, подготовка презентации к доставке по Интернет.
Изменение образцов слайдов и заголовка слайдов. |
Подготовка изображений для Web
(14 часов)
Создание и редактирование графических
элементов в документах Microsoft Office.Графический редактор Adobe
Photoshop. Рисование, выделение и трансформация изображений. Использование
слоев, фильтров. Создание графических объектов для Web: фоны,
кнопки, баннеры. Adobe Image Ready. Создание карты изображений,
аттрактивных объектов для Web. Создание объемных анимированных
надписей. |
Создание Web-страниц (16 часов)
Понятие Web-страницы, Web-сайта,
Web-сервера. Элементы Web-страницы. Введение в HTML. Создание
Web-страницы средствами приложения Microsoft Office. Создание
простой Web-страницы с помощью Frontpage Express. Использование
Microsoft Frontpage для создания web-узла с использованием шаблона.
Редактирование структуры web-узла. Редактирование web-страницы.
Редактирование Web-страниц с вставкой рисунков, таблиц, гиперссылок.
Использование дополнительных возможностей Frontpage в оформлении
web-страниц: использование динамических элементов, создание карт-изображений.
Использование форм в web-страницах. Использование фреймов. |
Публикация Web-сайта в сети Интернет
(2 часа)
Регистрация Web-сайта, его публикация
в сети Интернет, регистрация в поисковых системах. |
Компьютерный проект "Web-сайт"
(8 часов) |
В результате обучения в 10 классе
по курсу "Информационные технологии" учащиеся должны:
знать
· требования техники безопасности, технической эксплуатации
и сохранности информации при работе на компьютере;
· роль Интернет в современном обществе;
· типы компьютерных сетей, топопологию локальных компьютерных
сетей;
· состав аппаратного и программного обеспечения компьютерных сетей;
· протоколы Интернет;
· систему адресации ресурсов в сети Интернет;
· назначение сервисов сети Интернет;
· методы поиска информации в сети Интернет;
· элементы информационной опасности сети Интернет, основные признаки
заражения и меры профилактики заражения компьютера компьютерными
вирусами;
· назначение архивации файлов, методы архивации;
· возможности PowerPoint по созданию презентаций;
· виды компьютерной графики и сферы их применения;
· основные понятия компьютерной графики: разрешение, цветовая
палитра;
· графические возможности Microsoft Office, Adobe Photoshop;
· основные понятия WWW: Web-страница, Web-сайт, Web-сервер;
· элементы Web-страницы;
· назначение и простые теги HTML;
уметь
· пользоваться локальной компьютерной сетью (совместное использование
ресурсов сети, передача файлов в локальной сети);
· использовать сервисы Интернет: электронная почта, телеконференции,
FTP - сервис, сервисы интерактивного общения (chat, ICQ);
· настроить Microsoft Internet Explorer, Outlook Express для обеспечения
безопасности использования;
· использовать антивирусные программы;
· использовать архиваторы типа WinZip, WinRAR;
· использовать среду PowerPoint для создания и показа презентаций;
· использовать средства рисования и редактирования изображений
Microsoft Office;
· использовать графические редакторы Adobe Photoshop и Adobe Image
Ready с целью создания графических объектов для Web: фоны, кнопки,
баннеры, карты изображений, аттрактивные объекты для Web;
· использовать графический редактор Xara 3D для создания объемных
анимированных надписей;
· создавать Web-страницы средствами приложений Microsoft Office;
· создавать Web-страницы с помощью Frontpage Express;
· применять Microsoft Frontpage для создания web-узла и редактирования
Web-страниц с вставкой рисунков, таблиц, гиперссылок, с использованием
динамических элементов, карт-изображений, форм, фреймов;
· публиковать Web-сайт в сети Интернет и регистрировать его в
поисковых системах. |
|
"Информатика" 11 класс
(34 часа) |
Логические основы работы компьютера
(7 часов)
Основные понятия и операции формальной
логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц
истинности логических выражений. Основные логические элементы
компьютера (триггер, регистр, сумматор). |
Алгоритмизация и программирование
(12 часов)
Язык программирования Turbo Pascal.
Программирование обработки структурированных типов данных (строки,
массивы). |
Алгоритмы обработки структурированных типов
данных (записи, множества, файлы) (12 часов)
Программирование обработки структурированных
типов данных (записи, множества, файлы).
|
Введение в визуально-объектное
программирование в среде Delphi (5 часов) |
В результате обучения в 11 классе
по курсу "Информатика" учащиеся должны:
знать
· основные понятия и операции алгебры логики;
· логические основы действия сумматора, триггера;
· состав и назначение программного обеспечения компьютера, типы
программ;
· понятия алгоритма, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов;
· основные алгоритмические конструкции (следование, ветвление,
цикл);
· понятие вспомогательного алгоритма;
· понятие формальных и фактических параметров;
· назначение трансляторов, отличия компиляторов и интерпретаторов;
· понятие типов данных, простых типов данных;
· понятие структурированных типов данных: строк, массивов, множеств,
записей и файлов;
· процедуры и функции обработки строк;
· основные методы сортировки линейной таблицы (метод простого
выбора, метод простого обмена, метод простой вставки);
· понятие объекта и визуально-объектного программирования;
уметь
· использовать основные понятия и операции алгебры логики для
построения логических выражений по логической схеме, конструирования
простых логических схем на основе логических высказываний;
· использовать основные понятия алгебры логики для описания действия
логических схем сумматора, триггера;
· записывать алгоритмы на языке блок-схем и на языке программирования
Pascal;
· использовать метод нисходящего проектирования при разработке
программ;
· протабулировать функцию с двумя изменяющимися аргументами;
· вычислить корень уравнения;
· вычислить площадь криволинейной трапеции;
· составить диалоговую игровую программу типа "Угадай число";
· применять стандартные процедуры и функции обработки строк;
· записать на языке программирования Pascal алгоритм преобразования
линейной таблицы (удалить элементы, вставить элементы, заменить
элементы, обменять местами группы элементов);
· упорядочить одномерный массив одним из методов;
· описать двумерный массив, ввести, вывести, сформировать двумерный
массив различными методами, обработать двумерный массив;
· записать на языке программирования Pascal алгоритм обработки
структурированных типов данных типа запись, файл;
· использовать интегрированную среду программирования Turbo Pascal
7.0 для ввода, редактирования, компиляции, тестирования и отладки
программ;
· использовать среду визуально-объектного программирования Delphi
для создания простых приложений. |
|
"Информационные технологии"
11 класс (68 часов) |
Компьютер и делопроизводство (4
часа)
Архитектура ЭВМ. Поколения ЭВМ. История
развития ЭВМ. Программное обеспечение его роль, виды ПО. Операции
с дисками, папками и файлами с среде стандартных файл-менеджеров
среды Windows и файл-менеджеров типа Windows Commander. |
Обеспечение информационной безопасности
в электронном офисе (4 часа)
Опе-рации с архивами файлов. Антивирусная
профилактика. Обеспечение информационной безопасности данных ПЭВМ:
обслуживание HDD. |
Технологии обработки текстовой
информации (5 часов)
Введение. Информационные технологии
в современном обществе.
Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор Microsoft Word.
Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами, формулами.
Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст. Оглавления,
указатели, колонтитулы. Автоматизация обработки текстовой информации:
мастера, шаблоны, макросы. |
Введение в десятипальцевой слепой
метод ввода текста на клавиатуре (14 часов)
Особенности и преимущества компьютерного
сбора, обработки и хранения деловой текстовой информации. Введение
в десятипальцевой слепой метод ввода текста на клавиатуре на русском
и английском языке. Практикум по освоению десятипальцевого метода. |
Технологии обработки числовой
информации (5 часов)
Табличный процессор Microsoft Excel.
Стандартные функции. Построение диаграмм. Использование электронных
таблиц для решения задач. Информационное моделирование. Основные
типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые).
Моделирование с помощью табличных процессоров. Автоматизация обработки
табличной информации: мастера, шаблоны, макросы. |
Делопроизводство. Подготовка
организационно-распорядительских документов (13 часов)
Понятие о делопроизводстве. Типовая
структура службы делопроизводства. Понятие об организационно-распорядительской
документации (ОРД). Классификация документов, реквизиты документов.
Виды ОРД. Общие требования к оформлению ОРД. Правила составления
и оформления ОРД. Исполнение ОРД, регистрация и контроль. |
Технологии хранения, поиска и
сортировки информации (12 часов)
Базы данных: назначение и основные
возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных.
Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные
объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение
структуры базы данных. Виды и способы организации запросов. СУБД
Microsoft Access. Операции с таблицами, запросами, формами и отчетами.
Автоматизация обработки баз данных: макросы. |
Номенклатура дел учреждения и
автоматизация делопроизводства (5 часов)
Изучение пакетов программ: "Дела
в порядке", "контроль исполнения ОРД". Создание
базы данных документов. |
Оборудование современного офиса
(2 часа)
Обработка документов с помощью компьютерной
и электронной оргтехники. Практикум со сканером, ксероксом,телефаксом. |
Компьютерный проект "Информационные
технологии в профессиональной деятельности" (4 часа) |
В результате обучения в 11 классе
по курсу "Информационные технологии" учащиеся должны:
знать
· сферы деловых применений ЭВМ;
· понятие текста, элементов текста и их обработки;
· порядок и правила компьютерного ввода текста;
· возможности современных средств обработки текста типа Microsoft
Word;
· основы техники слепого десятипальцевого метода ввода текста
с клавиатуры;
· возможности табличного процессора Microsoft Excel для обработки
массивов числовых данных и наглядного представления результатов;
· основные типы информационных моделей;
· назначение делопроизводства, типовую структуру службы делопроизводства;
· классификацию организационно-распорядительской документации,
назначение реквизитов документов;
· виды ОРД, общие требования к оформлению ОРД, правила составления
и оформления;
· исполнение ОРД, регистрация и контроль;
· назначение и основные возможности баз данных, типы баз данных;
· основные объекты в базах данных и операции над ними (запись,
поле);
· назначение систем управления базами данных (СУБД);
· возможности СУБД типа Microsoft Access;
· понятие номенклатуры дел учреждения;
· возможности компьютерной и электронной оргтехники современного
офиса для обработки документов;
· возможности современных профессионально-ориентированных пакетов
программ типа "Дело" для организации делопроизводства
с помощью компьютера;
· возможности компьютерных сетей для организации безбумажного
документооборота;
уметь
· вводить текст десятипальцевым методом со скоростью 80 знаков
в минуту;
· использовать текстовый процессор Microsoft Word для ввода/редактирования
текста;
· использовать средства автоматизации обработки текстовой информации:
мастера, шаблоны, макросы;
· использовать табличный процессор Microsoft Excel для обработки
массивов числовой информации и наглядного представления результатов,
для информационного моделирования;
· создавать организационно-распорядительские документы с соблюдением
требований к их оформлению;
· создавать и изменять структуру баз данных в среде СУБД Microsoft
Access;
· выполнять операции с таблицами, запросами, формами и отчетами
по базам данных;
· использовать для обработки документов компьютерную и электронную
оргтехнику (сканер, ксерокс, телефакс);
· использовать для организации безбумажного документооборота электронную
почту. |
|
|
|