Школьная информатика
Aport Ranker
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Rambler's Top100
 
Программа курса информатики в средней общеобразовательной школе с углублённым изучением иностранного языка при Посольстве России в Австрии


Пояснительная записка
Программа курса информатики и новых информационных технологий содержит три блока: пропедевтический (1-6 классы), базовый (7-9 классы) и профильные курсы (10-11 классы).

Цели изучения основ информатики на пропедевтическом уровне:
1) развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:
· применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций "если-то", "и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и .... то...";
· алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
· системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
· рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
· объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами;
· умение описывать предмет по принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать)".
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают") и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - "как решать задачу, которую раньше не решали" (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.);
4) формирование первоначальных навыков использования компьютера для решения задач информационного обслуживания:
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя ярлык, использовать меню для управления компьютерной программой;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock, Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека и компьютера при решении информационных задач;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска, графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры типа BabyType и т.п.

Базовый курс информатики (7-9 классы)

формирует алгоритмическое мышление и умение программировать на одном из алгоритмических языков, а также дает необходимые знания и умения будущему квалифицированному пользователю компьютера. Учащийся получит представление о возможностях компьютера и навыки его практического использования в области обработки текстов и изображений, упорядоченного хранения и поиска информации в базах данных, обработки больших массивов числовой информации в электронных таблицах. Существенное место занимают вопросы решения задач на компьютере, включая этапы создания компьютерной модели объектов или процессов и проведение компьютерного эксперимента.

Профильные углубленные курсы информатики (10-11 классы)

являются курсами предпрофессиональной подготовки по использованию методов информатики и компьютеров в гуманитарных, социально-экономических сферах деятельности. Курс информатики и информационные технологии в 10 классе дает учащимся углубленные знания о компьютере и формирует знания и умения использования Интернет-технологии. Курс информатики и информационные технологии в 11 классе дает учащимся углубленные знания о компьютере и формирует знания и умения использования возможностей информационных технологий в деловых применениях.
Особенностью российской школы за рубежом является высокая сменяемость контингента учащихся (от 25 до 37%). В связи с этим в программах базового курса информатики в 7-9 классах и профильных углубленных курсов в 10-11 классах российской заграншколы в Австрии заложены точки входа в изучение курса информатики в начале учебного года в каждом классе. Для этого в программе курса информатики 8-11 классов имеется блок концентрированного повторения учебного материала, изученного в прошлом учебном го-ду. Это облегчает вновь поступившим в школу учащимся адаптацию к учебному курсу и подготовку к изучению нового учебного материала. Преодоление отставания осуществля-ется за счет индивидуальных занятий во время внеурочных консультаций, которые в рос-сийской школе в Австрии по информатике проводится три раза в неделю по специальному расписанию.

Содержание учебного материала и уровня знаний, умений и навыков учащихся


1 класс (34 часа)
Отличные признаки предметов (8 часов)

Введение в предмет "Человек, информация и компьютер". Цвет, форма, названия предметов. Признаки предметов. Состав предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Действия предметов (7 часов)

Понятия "равно", "не равно". Отношения "больше" и "меньше". План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Цифры и множества (11 часов)

Способы задания множества. Отображение множеств. Кодирование.

Введение в логику и комбинаторику (8 часов)

Отрицание. Понятия "истина" и "ложь". Понятия "дерево", "граф". Введение в комбинаторику. Логические задачи.

В результате обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
· находить лишний предмет в группе однородных;
· давать название группе однородных предметов;
· находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
· находить закономерность в расположении фигур по значению одного признака;
· называть последовательность простых знакомых действий;
· находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
· отличить заведомо ложные фразы;
· называть противоположные по смыслу слова;
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя ярлык;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock, Delete, Home, End;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска, графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, компьютерные развивающие игровые программы.


2 класс (34 часа)
Отличные признаки и составные части предметов (8 часов)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

План действий и его описание (7 часов)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Алгоритм. Зна-комство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Множество (11 часов)

Элементы множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.

Логические рассуждения (8 часов)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

В результате обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:
· предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
· выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
· разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значению разных признаков;
· находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
· приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
· точно выполнять действия под диктовку учителя;
· отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя ярлык;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock, Delete, Home, End, NumLock;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска, графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры типа BabyType, компьютерные развивающие игровые программы и т.п.

3 класс (34 часа)
Алгоритмы (8 часов)

Алгоритм как план действий, приводящий к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (8 часов)

Общее название и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Множества (10 часов)

Элемент множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств. Графы. Ориентированные графы.

Модели в информатике (7 часов)

Закономерности. Аналогия. Закономерность. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

В результате обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
· находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
· называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
· помнить построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
· выполнить простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
· изображать графы;
· выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
· находить на рисунке область пересечения двух множеств и назвать элементы из этой области;
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя ярлык, использовать меню для управления компьютерной программой;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock, Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека и компьютера при решении информационных задач;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска, графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры типа BabyType, , компьютерные развивающие игровые программы, программы компьютерной поддержки предметов начальной школы и т.п.


4 класс (34 часа)
Алгоритмы (8 часов)

Алгоритм как план действий, приводящий к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (8 часов)

Общее название и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Множества (10 часов)

Элемент множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств. Графы. Ориентированные графы.

Модели в информатике (7 часов)

Закономерности. Аналогия. Закономерность. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

В результате обучения в 4классе учащиеся должны уметь:
· находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
· называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
· помнить построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
· выполнить простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
· изображать графы;
· выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
· находить на рисунке область пересечения двух множеств и назвать элементы из этой области;
· включить/выключить компьютер, запустить программу, используя ярлык, использовать меню для управления компьютерной программой;
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock, Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека и компьютера при решении информационных задач;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска, графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры типа BabyType, , компьютерные развивающие игровые программы, программы компьютерной поддержки предметов начальной школы и т.п.


5 класс (34 часа)
Учимся работать на компьютере (4 часа)

Человек и компьютер. Компьютерная помощница - мышь. Меню - возможность выбора. Окно в компьютерный мир. Клавиатура - инструмент писателя.

Стандартные программы Windows (4 часа)

Стандартные программы Windows: блокнот, калькулятор (назначение, запуск и использование). Буфер обмена. Обмен данными между программами.

Компьютер - инструмент обработки текста (4 часа)

Набор и редактирование текста. Действия с фрагментом текста.

Компьютерная графика (4 часа)

Графический редактор Paint. Алгоритм, алгоритмы в среде графического редактора Paint. Моделирование в среде графического редактора Paint.

Алгоритмы и исполнители (4 часа)

Система команд исполнителя. Понятие об алгоритме. Примеры исполнителей и алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Линейный алгоритм. Непосредственный и программный способ исполнения алгоритма. Разветвляющийся алгоритм. Условие. Циклический алгоритм. Тело цикла и условия его выполнения.

Среда программирования ЛогоМиры (10 часов)

Исполнитель Черепашка. Создание декораций микромира с использованием графики, звука и музыкальных фрагментов, управления исполнителем в командном режиме, сменой форм исполнителя, записи инструкций в личной карточке исполнителя, записи и исполнения алгоритмов, моделирование движений исполнителя со сменой форм.

Компьютерный проект (4часа)

В результате обучения в 5 классе учащиеся должны знать и уметь:
· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock, Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека и компьютера при решении информационных задач и уметь использовать для управления компьютерной программой мышку, клавиатуру и элементы современного интерфейса: меню, контекстное меню, элементы окна;
· вводить текст и выполнять операции редактирования: выделение и перемещение фрагмента текста, поиск/замена;
· использовать буфер обмена;
· использовать среду графического редактора Paint для создания и редактирования рисунков, для моделирования;
· иметь представление об алгоритме, исполнителе, системе команд исполнителя;
· использовать систему команд исполнителя для описания линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов;
· уметь использовать среду программирования ЛогоМиры для создания декораций микромира с использованием графики, звука и музыкальных фрагментов, управления ис-полнителем в командном режиме, сменой форм исполнителя, записи инструкций в личной карточке исполнителя, записи и исполнения алгоритмов, моделирование движений исполнителя со сменой форм;
· уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: Раскраска, графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры типа BabyType, , компьютерные развивающие игровые программы, программы компьютерной поддержки предметов 5 класса и т.п. .


6 класс (34 часа)

Компьютер (2 часа)

Компьютер и его составные части. Состав и назначение компонентов компьютера.

Компьютерные программы (3 часа)

Роль компьютерных программ, их виды. Стандартные программы Windows: блокнот, калькулятор (назначение, запуск и использование). Буфер обмена. Обмен данными между программами.

Алгоритмы и исполнители (3 часа)

Понятие об алгоритме. Примеры исполнителей и алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Среда программирования ЛогоМиры. Исполнитель Черепашка. Система команд исполнителя Черепашка. Создание декораций микромира с использованием графики, звука и музыкальных фрагментов, управления исполнителем в командном режиме, сменой форм исполнителя, записи инструкций в личной карточке исполнителя, записи и исполнения алгоритмов, моделирование движений исполнителя со сменой форм.

Модульное программирование в среде ЛогоМиры (12 часов)

Азы программирования, исполнитель, команды относительного движения и поворота, команда повторения.Понятие подпрограммы, движение по координатной плоскости, програм-мирование рисования простых геометрических фигур (квадрат, треуголь-ник).Программирование рисования правильных многоугольников. Окружность как многоугольник с большим числом сторон, работа с цветом и формой из программы, моделирование движения объектов, процедуры с параметрами.параметры и переменные, датчики как инструменты измерения параметров среды, программирование разветвляющихся алгоритмов.

Управление текстовыми окнами и организация диалога в среде ЛогоМиры (10 часов)

Работа с текстовыми окнами. Создание текстовых окон. Изменение разме-ров текстового окна и его местоположения. Организация диалога в Лого Мирах. Датчик "ответ" и его применение.

Компьютерный проект "Программирование в среде ЛогоМиры"(4 часа)
В результате обучения в 6 классе учащиеся должны:
знать:

· знать состав и назначение элементов персонального компьютера;
· знать назначение клавиш управления и редактирования клавиатуры компьютера: Enter, BackSpace, Space (пробел), Shift, CapsLock, Delete, Home, End, NumLock;
· знать основы графического интерфейса взаимодействия человека и компьютера при решении информационных задач
· знать что такое алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя;
· знать что такое подпрограмма;
· команды управления текстовыми окнами;
уметь:
· использовать для управления компьютерной программой мышку, клавиатуру и элементы современного интерфейса: меню, контекстное меню, элементы окна;
· вводить текст и выполнять операции редактирования: выделение и перемещение фрагмента текста, поиск/замена;
· использовать буфер обмена;
· создавать декорации микромира с использованием графики, звука и музыкальных фрагментов;
· записать алгоритм управления исполнителем Черепашка в командном режиме, со сменой форм исполнителя, моделирование движений исполнителя со сменой форм;
· использовать подпрограммы для программирования движения по координатной плоскости, рисования простых геометрических фигур (квадрат, треугольник), рисования правильных многоугольников;
· программировать изменение формы, цвета с использованием датчиков как инструментов измерения параметров среды, программирование разветвляющихся алгоритмов;
· управлять текстовыми окнами и организовывать диалог в ЛогоМирах.
· использовать простейшие компьютерные программы типа: графический редактор Paint, текстовый редактор Блокнот, тренажеры типа BabyType, компьютерные развивающие игровые программы, программы компьютерной поддержки предметов 6 класса и т.п.


Базовый курс информатики (7-9 класс)

7 класс (34 часа)

Компьютер (4 часа)

Начальные сведения о компьютере. Знакомство с основными устройствами ЭВМ. Правила техники безопасности. Освоение клавиатуры.

Информация (5 часов)

Информация и ее виды. Действия с информацией. Информационные процессы.
Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления

Архитектура ЭВМ (4 часа)

Архитектура ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Файлы.

Программное обеспечение (11 часов)

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Windows: организация диалога с пользователем, файловая система, управление устройствами.

Обработка текстов на компьютере (6 часов)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с магнитными дисками и принтерами.
Текстовые редакторы и принципы работы с ними. (Microsoft Works).

Компьютерный проект "Компьютер как средство работы с текстовой информацией" (4 часа)

В результате обучения в 7 классе учащиеся должны:
знать

- приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- иметь представление об информационных основах процессов управления;
- функции языка как способа представления информации;
- основные единицы измерения количества информации;
- общую функциональную схему компьютера;
- назначение и основные характеристики устройств компьютера;
уметь
- решать задачи на определение количества информации;
- перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
- работать с носителями информации (отформатировать дискету, создать, скопировать, переименовать, удалить папку);
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- вводить и выводить данные;
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации;
- применять текстовый редактор из состава MS Works для набора, редактирования и форматирования текстов;
- уметь использовать простейшие компьютерные программы типа: тренажеры и компьютерные развивающие игровые программы, программы компьютерной поддержки предметов 7 класса и т.п.


8 класс (34 часа)


Повторение и обобщение ранее изученного учебного материала (6 часов)

Информация, подходы к измерению информации и единицы измерения. Архитектура ЭВМ. Операционная среда Windows: операции с дисками, папками и файлами.

Компьютерная графика (5 часов)

Компьютерная графика: области применения, технические средства, принципы кодирования изображения.
Графические редакторы и принципы работы с ними.

Компьютерные сети (6 часов)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Сервисы Интернет: электронная почта, телеконференция, "всемирная паутина".

Табличные расчеты (7 часов)

Табличные расчеты и электронные таблицы. Принципы работы с электронными таблицами. (Microsoft Works) Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Понятие информационной модели, информационной структуры. Табличная организация информации. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Базы данных (6 часов)

Понятие информационной модели, информационной структуры. Табличная организация информации.
Базы данных (БД): основные понятия, типы данных, системы управления БД и принципы работы с ними.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.

Компьютерный практикум "Компьютер как средство работы с информацией" (4 часа)

В результате обучения в 8 классе учащиеся должны:
знать

- назначение и основные характеристики устройств компьютера;
- виды компьютерной графики и сферы ее применения, объяснять принципы кодирования графической информации;
- основные единицы измерения количества информации;
- назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;
- этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;
- понятие модели;
- типы задач, решаемых с помощью электронных таблиц;
- иметь представление о работе с базами данных;
уметь
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации;
- решать задачи на определение количества графической информации;
- применять графический редактор для создания и редактирования изображений.
- объяснять основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет;
- описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями;
- использовать основные сервисы Интернет: электронная почта, WWW, телеконференции;
- характеризовать сущность моделирования;
- приводить примеры моделирования;
- приводить примеры формализованного описания объектов и процессов;
- строить простейшие информационные модели;
- иметь представление о работе с электронными таблицами;
- создавать простейшие базы данных (типа "Записная книжка");
- осуществлять сортировку и поиск записей в базе данных;
- применять пакет MS Works для обработки текста, табличных величин и обработку записей простых баз данных типа "Записная книжка", для создания комбинированных документов (конверты, наклейки, стандартные письма).


9 класс (34 часа)

Повторение и обобщение ранее изученного учебного материала (7 часов)

Информация, подходы к измерению информации и единицы измерения. Архитектура ЭВМ. Поколения ЭВМ. История развития ЭВМ. Операционная среда Windows: операции с дисками, папками и файлами. Компьютерная графика: виды, области применения, принципы кодирования изображения. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, тех-нические устройства.6. Интегрированный пакет MS Works: обработка текста, электронные таблицы, базы данных.

Мультимедийные технологии (1 час)

Способы представления документов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео).

Арифметические основы работы компьютера (3 часа)

Двоичная система счисления, двоичная арифметика и представление данных в компьютере.

Логические основы работы компьютера (3 часа)

Высказывания. Алгбера логики. Логические операции. Понятие о программном управлении компьютером. Язык машинных команд.
История развития ЭВМ.

Введение в кибернетику (2 часа)

Модели знаний и искусственный интеллект. Базы знаний (БЗ) и экспертные системы.
Кибернетика - модели управления.

Алогритмы и исполнители (5 часов)

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель, система команд испол-нителя. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, алгоритмический язык АЯ). Понятие о программном управлении компьютером. Языки программиро-вания низкого и высокого уровня. Учебный компьютер Нейман. Система команд УК Нейман.

Языки программирования высокого уровня (3 часа)

ЯПВУ, их классификация, понятие о синтаксисе и семантике. Трансляторы, интерпретатор, компилятор.

Алгоритмический язык Паскаль (10 часов)

Алгоритмы работы с величинами (линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы). Понятие типов данных, ввод и вывод данных.

В результате обучения в 9 классе учащиеся должны:
знать
- приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- иметь представление об информационных основах процессов управления;
- функции языка как способа представления информации;
- объяснять принципы кодирования информации;
- перечислять особенности и преимущества двоичной формы представления информации;
- основные единицы измерения количества информации;
- общую функциональную схему компьютера, назначение и основные характеристики устройств компьютера;
- этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;
- определение и перечислять свойства алгоритма;
- основные алгоритмические конструкции (следование, ветвление, цикл);
- приводить примеры алгоритмов;
- отличия языков низкого и высокого уровня;
- назначение трансляторов, отличия компиляторов и интерпретаторов;
- иметь представление о мультимедиа - технологиях;
уметь
- соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации;
- решать задачи на определение количества информации;
- представлять высказывания, используя логические операции;
- характеризовать сущность моделирования, приводить примеры моделирования;
- строить простейшие информационные модели;
- использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов;
- определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, записывать линейный и разветвляющийся алгоритм для учебного компьютера Нейман;
- записывать на языке программирования Pascal алгоритм решения простой задачи;
- использовать интегрированную среду программирования Turbo Pascal 7.0 для ввода, редактирования, компиляции, тестирования и отладки программ.



"Информатика" 10 класс (34 часа)

Повторение (7 часов)

Информация, подходы к измерению информации и единицы измерения. Архитектура ЭВМ. Поколения ЭВМ. История развития ЭВМ. Программное обеспечение его роль, виды ПО. Операционная среда Windows: операции с дисками, папками и файлами.

Системы счисления (4 часа)

Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере. Представление числовой информации в компьютере.

Технологии обработки текстовой информации (4 часа)

Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор Microsoft Word: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст.

Технологии обработки числовой информации (5 часов)

Табличный процессор Microsoft Excel: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.

Алгоритмизация и программирование (14 часов)

Алгоритмические языки программирования как средство записи алгоритмов. Трансляторы, компиляторы и интерпретаторы. Язык Pascal. Интегрированная среда программирования Turbo Pascal. Алгоритмы работы с величинами (линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы). Понятие типов данных, ввод и вывод данных. Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх). Процедуры.Программирование обработки структурированных типов данных (строки, массивы).

В результате обучения в 10 классе по курсу "Информатика" учащиеся должны:
знать
· требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
· способы получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
· основные единицы количества информации;
· определение позиционной, непозиционной системы счисления;
· двоичную систему счисления, правила двоичной арифметики;
· представление чисел в памяти компьютера;
· функции языка как способа представления информации;
· принципы кодирования информации;
· состав и назначение программного обеспечения компьютера, типы программ;
· основные функции редактирования текста;
· этапы решения задач в среде табличного процессора;
· понятия алгоритма, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов;
· основные алгоритмические конструкции;
· понятие вспомогательного алгоритма;
· понятие формальных и фактических параметров;
· назначение трансляторов, отличия компиляторов и интерпретаторов;
· `процедуры и функции обработки строк;
· понятие линейной таблицы (одномерного массива), индекса элемента;
· основные методы сортировки линейной таблицы (метод простого выбора, метод простого обмена, метод простой вставки);
· понятие двумерного массива;
уметь
· выполнять перевод записи числа из одной позиционной системы счисления в другую;
· выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления;
· использовать текстовый процессор типа Microsoft Word для создания/обработки документов с форматированием текстов, изменением шрифта, разбиением на страницы, орфографическим контролем, с использованием окон и блоков, рисунков, таблиц, формул, полей;
· выполнять расчеты с помощью электронных таблиц с использованием арифметических, тригонометрических, статистических, календарных, финансовых и логических функций с графической интерпретацией результатов;
· использовать средства автоматизации обработки текстов и табличных величин: мастера, шаблоны, макрокоманды;
· составлять алгоритмы различными способами (словесный, блок-схема, математические формулы, язык программирования Pascal);
· использовать интегрированную среду программирования Turbo Pascal 7.0 для ввода, редактирования, компиляции, тестирования и отладки программ;
· разбить конкретную задачу на ряд подзадач, оформить и вызвать вспомогательный алгоритм (подпрограмму);
· протабулировать функцию с двумя изменяющимися аргументами;
· вычислить корень уравнения;
· вычислить площадь криволинейной трапеции;
· составить диалоговую игровую программу типа "Угадай число";
· применять стандартные процедуры и функции обработки строк;
· составить алгоритм преобразования линейной таблицы (удалить элементы, вставить элементы, заменить элементы, обменять местами группы элементов);
· упорядочить одномерный массив одним из методов;
· описать двумерный массив, ввести, вывести, сформировать двумерный массив различными методами, обработать двумерный массив.

"Информационные технологии" 10 класс (68 часов)

Компьютерные сети и Интернет (15 часов)

Интернет и современное общество. Компьютерные сети и Интернет. Протоколы Интернет. Сервисы сети Интернет. Организация поиска информации в сети Интернет. Офф-лайн Интернет. Электронная почта, телеконференции. Передача файлов в сети Интернет. FTP - сервис. Сервисы интерактивного общения в глобальной сети. Интернет-телефония.

Информационная безопасность и Интернет (6 часов)

Настройка Microsoft Internet Explorer для обеспечения безопасности использования WWW. Безопасное использование электронной почты в Microsoft Outlook Express. Использование правил при работе с почтовыми сообщениями в Microsoft Outlook Express.
Профилактика заражения компьютера через Интернет компьютерными вирусами. Понятие компьютерного вируса. Классификация компьютерных вирусов. Основные признаки заражения и меры профилактики заражения компьютера компьютернывми вирусами. Использование антивирусных программ.

Архивация файлов (3 часа)

Назначение архивации файлов, методы архивации. Использование архиваторов типа WinZip, WinRAR.

Мультимедийные презентации (4 часа)

Изучение возможностей PowerPoint по рисованию и операциям с графическими объектами. Добавление на слайд гиперссылок, создание и использование управляющих кнопок. Показ презентации, подготовка презентации к доставке по Интернет. Изменение образцов слайдов и заголовка слайдов.

Подготовка изображений для Web (14 часов)

Создание и редактирование графических элементов в документах Microsoft Office.Графический редактор Adobe Photoshop. Рисование, выделение и трансформация изображений. Использование слоев, фильтров. Создание графических объектов для Web: фоны, кнопки, баннеры. Adobe Image Ready. Создание карты изображений, аттрактивных объектов для Web. Создание объемных анимированных надписей.

Создание Web-страниц (16 часов)

Понятие Web-страницы, Web-сайта, Web-сервера. Элементы Web-страницы. Введение в HTML. Создание Web-страницы средствами приложения Microsoft Office. Создание простой Web-страницы с помощью Frontpage Express. Использование Microsoft Frontpage для создания web-узла с использованием шаблона. Редактирование структуры web-узла. Редактирование web-страницы. Редактирование Web-страниц с вставкой рисунков, таблиц, гиперссылок. Использование дополнительных возможностей Frontpage в оформлении web-страниц: использование динамических элементов, создание карт-изображений. Использование форм в web-страницах. Использование фреймов.

Публикация Web-сайта в сети Интернет (2 часа)

Регистрация Web-сайта, его публикация в сети Интернет, регистрация в поисковых системах.

Компьютерный проект "Web-сайт" (8 часов)
В результате обучения в 10 классе по курсу "Информационные технологии" учащиеся должны:
знать
· требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;
· роль Интернет в современном обществе;
· типы компьютерных сетей, топопологию локальных компьютерных сетей;
· состав аппаратного и программного обеспечения компьютерных сетей;
· протоколы Интернет;
· систему адресации ресурсов в сети Интернет;
· назначение сервисов сети Интернет;
· методы поиска информации в сети Интернет;
· элементы информационной опасности сети Интернет, основные признаки заражения и меры профилактики заражения компьютера компьютерными вирусами;
· назначение архивации файлов, методы архивации;
· возможности PowerPoint по созданию презентаций;
· виды компьютерной графики и сферы их применения;
· основные понятия компьютерной графики: разрешение, цветовая палитра;
· графические возможности Microsoft Office, Adobe Photoshop;
· основные понятия WWW: Web-страница, Web-сайт, Web-сервер;
· элементы Web-страницы;
· назначение и простые теги HTML;
уметь
· пользоваться локальной компьютерной сетью (совместное использование ресурсов сети, передача файлов в локальной сети);
· использовать сервисы Интернет: электронная почта, телеконференции, FTP - сервис, сервисы интерактивного общения (chat, ICQ);
· настроить Microsoft Internet Explorer, Outlook Express для обеспечения безопасности использования;
· использовать антивирусные программы;
· использовать архиваторы типа WinZip, WinRAR;
· использовать среду PowerPoint для создания и показа презентаций;
· использовать средства рисования и редактирования изображений Microsoft Office;
· использовать графические редакторы Adobe Photoshop и Adobe Image Ready с целью создания графических объектов для Web: фоны, кнопки, баннеры, карты изображений, аттрактивные объекты для Web;
· использовать графический редактор Xara 3D для создания объемных анимированных надписей;
· создавать Web-страницы средствами приложений Microsoft Office;
· создавать Web-страницы с помощью Frontpage Express;
· применять Microsoft Frontpage для создания web-узла и редактирования Web-страниц с вставкой рисунков, таблиц, гиперссылок, с использованием динамических элементов, карт-изображений, форм, фреймов;
· публиковать Web-сайт в сети Интернет и регистрировать его в поисковых системах.

"Информатика" 11 класс (34 часа)

Логические основы работы компьютера (7 часов)

Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений. Основные логические элементы компьютера (триггер, регистр, сумматор).

Алгоритмизация и программирование (12 часов)

Язык программирования Turbo Pascal. Программирование обработки структурированных типов данных (строки, массивы).

Алгоритмы обработки структурированных типов данных (записи, множества, файлы) (12 часов)

Программирование обработки структурированных типов данных (записи, множества, файлы).

Введение в визуально-объектное программирование в среде Delphi (5 часов)
В результате обучения в 11 классе по курсу "Информатика" учащиеся должны:
знать

· основные понятия и операции алгебры логики;
· логические основы действия сумматора, триггера;
· состав и назначение программного обеспечения компьютера, типы программ;
· понятия алгоритма, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов;
· основные алгоритмические конструкции (следование, ветвление, цикл);
· понятие вспомогательного алгоритма;
· понятие формальных и фактических параметров;
· назначение трансляторов, отличия компиляторов и интерпретаторов;
· понятие типов данных, простых типов данных;
· понятие структурированных типов данных: строк, массивов, множеств, записей и файлов;
· процедуры и функции обработки строк;
· основные методы сортировки линейной таблицы (метод простого выбора, метод простого обмена, метод простой вставки);
· понятие объекта и визуально-объектного программирования;
уметь
· использовать основные понятия и операции алгебры логики для построения логических выражений по логической схеме, конструирования простых логических схем на основе логических высказываний;
· использовать основные понятия алгебры логики для описания действия логических схем сумматора, триггера;
· записывать алгоритмы на языке блок-схем и на языке программирования Pascal;
· использовать метод нисходящего проектирования при разработке программ;
· протабулировать функцию с двумя изменяющимися аргументами;
· вычислить корень уравнения;
· вычислить площадь криволинейной трапеции;
· составить диалоговую игровую программу типа "Угадай число";
· применять стандартные процедуры и функции обработки строк;
· записать на языке программирования Pascal алгоритм преобразования линейной таблицы (удалить элементы, вставить элементы, заменить элементы, обменять местами группы элементов);
· упорядочить одномерный массив одним из методов;
· описать двумерный массив, ввести, вывести, сформировать двумерный массив различными методами, обработать двумерный массив;
· записать на языке программирования Pascal алгоритм обработки структурированных типов данных типа запись, файл;
· использовать интегрированную среду программирования Turbo Pascal 7.0 для ввода, редактирования, компиляции, тестирования и отладки программ;
· использовать среду визуально-объектного программирования Delphi для создания простых приложений.

"Информационные технологии" 11 класс (68 часов)

Компьютер и делопроизводство (4 часа)

Архитектура ЭВМ. Поколения ЭВМ. История развития ЭВМ. Программное обеспечение его роль, виды ПО. Операции с дисками, папками и файлами с среде стандартных файл-менеджеров среды Windows и файл-менеджеров типа Windows Commander.

Обеспечение информационной безопасности в электронном офисе (4 часа)

Опе-рации с архивами файлов. Антивирусная профилактика. Обеспечение информационной безопасности данных ПЭВМ: обслуживание HDD.

Технологии обработки текстовой информации (5 часов)

Введение. Информационные технологии в современном обществе.
Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор Microsoft Word. Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами, формулами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст. Оглавления, указатели, колонтитулы. Автоматизация обработки текстовой информации: мастера, шаблоны, макросы.

Введение в десятипальцевой слепой метод ввода текста на клавиатуре (14 часов)

Особенности и преимущества компьютерного сбора, обработки и хранения деловой текстовой информации. Введение в десятипальцевой слепой метод ввода текста на клавиатуре на русском и английском языке. Практикум по освоению десятипальцевого метода.

Технологии обработки числовой информации (5 часов)

Табличный процессор Microsoft Excel. Стандартные функции. Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Моделирование с помощью табличных процессоров. Автоматизация обработки табличной информации: мастера, шаблоны, макросы.

Делопроизводство. Подготовка организационно-распорядительских документов (13 часов)

Понятие о делопроизводстве. Типовая структура службы делопроизводства. Понятие об организационно-распорядительской документации (ОРД). Классификация документов, реквизиты документов. Виды ОРД. Общие требования к оформлению ОРД. Правила составления и оформления ОРД. Исполнение ОРД, регистрация и контроль.

Технологии хранения, поиска и сортировки информации (12 часов)

Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов. СУБД Microsoft Access. Операции с таблицами, запросами, формами и отчетами. Автоматизация обработки баз данных: макросы.

Номенклатура дел учреждения и автоматизация делопроизводства (5 часов)

Изучение пакетов программ: "Дела в порядке", "контроль исполнения ОРД". Создание базы данных документов.

Оборудование современного офиса (2 часа)

Обработка документов с помощью компьютерной и электронной оргтехники. Практикум со сканером, ксероксом,телефаксом.

Компьютерный проект "Информационные технологии в профессиональной деятельности" (4 часа)
В результате обучения в 11 классе по курсу "Информационные технологии" учащиеся должны:
знать
· сферы деловых применений ЭВМ;
· понятие текста, элементов текста и их обработки;
· порядок и правила компьютерного ввода текста;
· возможности современных средств обработки текста типа Microsoft Word;
· основы техники слепого десятипальцевого метода ввода текста с клавиатуры;
· возможности табличного процессора Microsoft Excel для обработки массивов числовых данных и наглядного представления результатов;
· основные типы информационных моделей;
· назначение делопроизводства, типовую структуру службы делопроизводства;
· классификацию организационно-распорядительской документации, назначение реквизитов документов;
· виды ОРД, общие требования к оформлению ОРД, правила составления и оформления;
· исполнение ОРД, регистрация и контроль;
· назначение и основные возможности баз данных, типы баз данных;
· основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле);
· назначение систем управления базами данных (СУБД);
· возможности СУБД типа Microsoft Access;
· понятие номенклатуры дел учреждения;
· возможности компьютерной и электронной оргтехники современного офиса для обработки документов;
· возможности современных профессионально-ориентированных пакетов программ типа "Дело" для организации делопроизводства с помощью компьютера;
· возможности компьютерных сетей для организации безбумажного документооборота;
уметь
· вводить текст десятипальцевым методом со скоростью 80 знаков в минуту;
· использовать текстовый процессор Microsoft Word для ввода/редактирования текста;
· использовать средства автоматизации обработки текстовой информации: мастера, шаблоны, макросы;
· использовать табличный процессор Microsoft Excel для обработки массивов числовой информации и наглядного представления результатов, для информационного моделирования;
· создавать организационно-распорядительские документы с соблюдением требований к их оформлению;
· создавать и изменять структуру баз данных в среде СУБД Microsoft Access;
· выполнять операции с таблицами, запросами, формами и отчетами по базам данных;
· использовать для обработки документов компьютерную и электронную оргтехнику (сканер, ксерокс, телефакс);
· использовать для организации безбумажного документооборота электронную почту.

Попов В.Б.: школьная информатика
 
Сайт создан в системе uCoz