Требования
к знаниям и умениям учащихся по базовому курсу информатики |
|
1. Информация и информационные процессы |
Знать
Определение информации с позиции человека (субъективный подход).
Действия, выполняемые с информацией (информационные процессы).
Носители информации. Способы хранения информации.
Процесс передачи информации: источник, приемник, информационный
канал.
Примеры обработки информации.
Язык как способ представления информации; языки естественные и
формальные.
От чего зависит информативность сообщения, воспринимаемого человеком,
с содержательной точки зрения.
Единица информации "бит" и примеры сообщений, несущих
информацию, объемом 1 бит.
Алфавитный подход к измерению информации (кибернетический, "объемный",
объективный подход). Мощность алфавита, информационный вес символа,
объем формации в тексте.
Компьютерный алфавит и "байт". Единицы для измерения
информации: килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи информации: единицы измерения.
Числа, системы счисления. Запись чисел в позиционных системах
счисления. Двоичная система счисления и двоичная арифметика.
Понятие величины. Переменные величины. Характеристики переменных:
тип, имя, значение (на примерах баз данных и электронных таблиц).
Понятия: логическая величина, логические операции, логическое
выражение. Таблица истинности.
Табличный способ организации информации.
Уметь
Приводить примеры информации и информационных процессов из своей
учебной практики и окружающей действительности.
Определять в конкретном процессе передачи информации источник,
приемник, канал.
Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.
Приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации.
Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании
компьютерного алфавита).
Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах,
байтах,Кб, Мб, Гб)
Рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени
передачи, а также решать обратные задачи.
Переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие
системы и обратно.
Выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами.
Ориентироваться в табличной информации.
Организовывать информацию в прямоугольные таблицы. |
|
2. Компьютер |
Знать
Понятие об архитектуре ЭВМ; архитектура Дж.фон Неймана.
Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное
взаимодействие.
Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты, слова-ячейки);
понятие адреса памяти.
Типы и свойства устройств внешней памяти (магнитные и оптические
диски).
Типы и назначение устройств ввода-вывода.
Понятие о программном управлении работой компьютера.
Понятие об организации информации на дисках: файл, каталог (папка),
файловая структура.
Представление о программном обеспечении ЭВМ и его составе.
Понятие о назначении операционной системы в компьютере.
Уметь
Соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером.
Владеть основными навыками работы с аппаратными средствами ПК:
- включать и выключать компьютер;
- вставлять дискеты в накопители;
- просматривать на экране директорию диска;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- выполнять основные операции с файлами: копирование, перемещение,
удаление, переименование, поиск. |
|
3. Моделирование |
Знать
Что такое модель; в чем разница между материальной и информационной
моделью.
Формы представления информационных моделей (графические, табличная,
вербальная, математическая).
Что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной
модели: запись, поле, ключ записи.
Модели знаний: декларативные знания, процедурные знания.
Что такое база знаний, построенная на логической модели: факты
и правила.
Задачи Искусственного интеллекта как раздела информатики.
Уметь
Приводить примеры материальных и информационных моделей.
Приводить в несложных случаях системный анализ (формализацию)
с целью построения информационной модели.
Ориентироваться в иерархических графовых моделях.
Ориентироваться в таблично-организованной информации.
Уметь описывать объект (процесс) в табличной форме для простых
случаев. |
|
4. Управление и алгоритмы |
Знать
Предмет и задачи кибернетики.
Кибернетическую схему управления (модель управления) с обратной
связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
Понятие об алгоритме управления, исполнителе алгоритма, системе
команд исполнителя, свойствах алгоритма.
Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический
язык.
Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл.
Вспомогательные алгоритмы и последовательная детализация; библиотеки
вспомогательных алгоритмов.
Уметь
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой
и обратной связи.
Владеть языком блок-схемы, понимать описание алгоритма на учебном
алгоритмическом языке.
Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.
Составить несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы
управления одним из учебных исполнителей.
Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные
алгоритмы. |
|
5. Информационные технологии |
Знать
Представление текстов в памяти ЭВМ (таблица кодировки, текстовый
файл).
Что такое текстовый редактор (текстовый редактор).
Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование,
печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Представление изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре,
кодировке цвета, видеопамяти.
Что такое компьютерная графика; области применения.
Что такое графический редактор.
Основные средства получения рисунка с помощью графического редактора
(рабочее поле, меню инструментов, графические примитивы, палитра);
сохранение и открытие графических файлов.
Понятие о компьютерных сетях; локальные и глобальные сети.
Технические и программные средства сетей: каналы связи, модемы,
узлы, серверы, клиенты, протоколы.
Основные виды услуг глобальных сетей: электронная почта, телеконференции,
доски объявлений и др.
Internet - всемирная компьютерная сеть. "Всемирная паутина"
WWW.
Что такое база данных, СУБД, информационная сеть.
Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля,
ключи); типы и форматы полей; что такое СУБД.
Структуру команд поиска и сортировки БД.
Что такое электронная таблица и табличный процессор.
Элементы электронной таблицы: ячейка, блок и их идентификация.
Типы информации, заносимой в электронную таблицу.
Основные функции (математические, статистические), используемые
при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора.
Уметь
Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов.
Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором.
Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Строить несложные изображения с помощью одного из графических
редакторов.
Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети.
Открыть готовую БД в одной из СУБД реляционного типа.
Организовывать поиск информации в БД.
Редактировать содержимое полей БД.
Сортировать записи в БД по ключу.
Вносить изменения в структуру таблиц.
Добавлять и удалять записи.
Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров.
Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой
электронной таблице.
Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ:
копирование, удаление, вставка, сортировка.
Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора.
Создавать электронную таблицу для несложных расчетов. |
|