Школьная информатика
Aport Ranker
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Rambler's Top100
 
Требования к знаниям и умениям учащихся по базовому курсу информатики

1. Информация и информационные процессы

Знать
Определение информации с позиции человека (субъективный подход).
Действия, выполняемые с информацией (информационные процессы).
Носители информации. Способы хранения информации.
Процесс передачи информации: источник, приемник, информационный канал.
Примеры обработки информации.
Язык как способ представления информации; языки естественные и формальные.
От чего зависит информативность сообщения, воспринимаемого человеком, с содержательной точки зрения.
Единица информации "бит" и примеры сообщений, несущих информацию, объемом 1 бит.
Алфавитный подход к измерению информации (кибернетический, "объемный", объективный подход). Мощность алфавита, информационный вес символа, объем формации в тексте.
Компьютерный алфавит и "байт". Единицы для измерения информации: килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи информации: единицы измерения.
Числа, системы счисления. Запись чисел в позиционных системах счисления. Двоичная система счисления и двоичная арифметика.
Понятие величины. Переменные величины. Характеристики переменных: тип, имя, значение (на примерах баз данных и электронных таблиц).
Понятия: логическая величина, логические операции, логическое выражение. Таблица истинности.
Табличный способ организации информации.
Уметь
Приводить примеры информации и информационных процессов из своей учебной практики и окружающей действительности.
Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал.
Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.
Приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации.
Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита).
Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах,Кб, Мб, Гб)
Рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, а также решать обратные задачи.
Переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно.
Выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами.
Ориентироваться в табличной информации.
Организовывать информацию в прямоугольные таблицы.


2. Компьютер
Знать
Понятие об архитектуре ЭВМ; архитектура Дж.фон Неймана.
Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие.
Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты, слова-ячейки); понятие адреса памяти.
Типы и свойства устройств внешней памяти (магнитные и оптические диски).
Типы и назначение устройств ввода-вывода.
Понятие о программном управлении работой компьютера.
Понятие об организации информации на дисках: файл, каталог (папка), файловая структура.
Представление о программном обеспечении ЭВМ и его составе.
Понятие о назначении операционной системы в компьютере.
Уметь
Соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером.
Владеть основными навыками работы с аппаратными средствами ПК:
- включать и выключать компьютер;
- вставлять дискеты в накопители;
- просматривать на экране директорию диска;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- выполнять основные операции с файлами: копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск.

3. Моделирование
Знать
Что такое модель; в чем разница между материальной и информационной моделью.
Формы представления информационных моделей (графические, табличная, вербальная, математическая).
Что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ключ записи.
Модели знаний: декларативные знания, процедурные знания.
Что такое база знаний, построенная на логической модели: факты и правила.
Задачи Искусственного интеллекта как раздела информатики.
Уметь
Приводить примеры материальных и информационных моделей.
Приводить в несложных случаях системный анализ (формализацию) с целью построения информационной модели.
Ориентироваться в иерархических графовых моделях.
Ориентироваться в таблично-организованной информации.
Уметь описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

4. Управление и алгоритмы

Знать
Предмет и задачи кибернетики.
Кибернетическую схему управления (модель управления) с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме.
Понятие об алгоритме управления, исполнителе алгоритма, системе команд исполнителя, свойствах алгоритма.
Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык.
Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл.
Вспомогательные алгоритмы и последовательная детализация; библиотеки вспомогательных алгоритмов.

Уметь
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи.
Владеть языком блок-схемы, понимать описание алгоритма на учебном алгоритмическом языке.
Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.
Составить несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей.
Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


5. Информационные технологии
Знать
Представление текстов в памяти ЭВМ (таблица кодировки, текстовый файл).
Что такое текстовый редактор (текстовый редактор).
Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Представление изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.
Что такое компьютерная графика; области применения.
Что такое графический редактор.
Основные средства получения рисунка с помощью графического редактора (рабочее поле, меню инструментов, графические примитивы, палитра); сохранение и открытие графических файлов.
Понятие о компьютерных сетях; локальные и глобальные сети.
Технические и программные средства сетей: каналы связи, модемы, узлы, серверы, клиенты, протоколы.
Основные виды услуг глобальных сетей: электронная почта, телеконференции, доски объявлений и др.
Internet - всемирная компьютерная сеть. "Всемирная паутина" WWW.
Что такое база данных, СУБД, информационная сеть.
Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; что такое СУБД.
Структуру команд поиска и сортировки БД.
Что такое электронная таблица и табличный процессор.
Элементы электронной таблицы: ячейка, блок и их идентификация.
Типы информации, заносимой в электронную таблицу.
Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора.
Уметь
Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов.
Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором.
Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов.
Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети.
Открыть готовую БД в одной из СУБД реляционного типа.
Организовывать поиск информации в БД.
Редактировать содержимое полей БД.
Сортировать записи в БД по ключу.
Вносить изменения в структуру таблиц.
Добавлять и удалять записи.
Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров.
Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице.
Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка.
Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора.
Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Попов В.Б.: школьная информатика
 
Сайт создан в системе uCoz